Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 22 г. Гомеля
с английским языком обучения

246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59

e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by



Фотогалерея

Ваше мнение
Кто по вашему мнению должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи.
Или позвонив по телефону 32-00-59 (приемная)

Удача сопутствует любознательным

«Тромбоциты, свертывание крови. Лейкоциты, фагоцитоз»

Цель: создание содержательных условий для усвоения учебного материала

Задачи:

Образовательные:

  1. изучение строения и функций тромбоцитов;
  2. ознакомление с процессами свертывания крови;
  3. определения факторов, повышающих и понижающих свертываемость крови;
  4. изучение строения, функций и классификации лейкоцитов;
  5. формирование представлений о фагоцитозе и защитных свойствах крови.

Развивающие: развивать навыки сравнительного анализа;

Воспитательные: содействовать формированию интереса к предмету, бережного отношения к здоровью, самостоятельности в получении знаний.

Тип урока: комбинированный

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме, анимации «Образование тромба», «Фагоцитоз», фрагмент фильма «Иммунитет», портрет И.И. Мечникова, рефлексивные карты (рис. мультяшек), задания на закрепление материала.

План урока:

1.Орг. момент

2. Проверка д/з

3.Актуализация

4.Изучение нового материала

5. Закрепление знаний

6.Д/з

7.Рефлексия

Ход урока

1  Организационный момент. (2 мин) Приветствие, психологическая готовность к уроку.

2  Проверка домашнего задания  (6 мин) по теме «Группы крови и резус-фактор» ( 2 человека у доски, работа по вопросам с классом)

-1 ученик заполняет таблицу «Группы крови», объясняет ее;

-2 ученик исправляет ошибки на схеме «Переливание крови», поясняет.

- работа с классом. Вопросы:

1) злоумышленник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако следователь, опираясь на результаты анализа пепла, доказал его виновность. Что послужило основанием для обвинения? (Повышенное содержание железа в пепле)

2) Почему аристократию в прошлые века называли «голубой кровью»? (Из-за низкого содержания в крови эритроцитов и гемоглобина, часто связанных с близкородственными браками)

3. Актуализация (3 мин)

Вопросы:

1) назовите функции крови (терморегуляторная, газотранспортная, питательная, выделительная, регуляторная, защитная)

2) назовите клетки крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

Учитель ставит задачи:

1)      изучить строение и функции тромбоцитов, лейкоцитов;

2)      ознакомится с защитными механизмами крови: свертыванием и фогоцитозом.

3)      развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, составлять схемы, делать выводы.

Учитель подводит к теме урока. Ученики записывают ее в тетрадь.

4. Изучение нового материала

1. Тромбоциты. ( 6 мин)

а) Рассказ учителя: Любая, даже самая незначительная, рана разрушает сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана. Создавая для каждого животного индивидуальный океан, природе пришлось озаботиться организацией аварийно спасательной службы на случай разрушения его берегов. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. Тромбоциты – (от греч. «тромбос» - пробка, сгусток) уплощенные безъядерные пластинки диаметром 2-4 мкм. Способны прилипать и распластываться на поверхности. При это они увеличиваются в размере (в 5-10 раз), приобретают звездчатую форму с выростами- ложноножками. Презентация, слайд №2

б) Ученики: Самостоятельная работа  с текстом учебника, заполнение таблицы «Форменные элементы кров». Озвучивают результаты работы.

2. Свертывание крови.(6 мин)

а) Дайте определение этому понятию, используя текст на стр.77

Учитель корректирует, ученики записывают в тетрадь.

Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.


б) Что происходит с кровью при повреждении сосудов? Какова роль тромбоцитов в этом процессе?

Опешите данный процесс, используя рис. З8 учебника.

Разъяснение учителя.


в) Просмотрим фрагмент анимации «Образование тромба»


г) Что осталось непонятным? (белки плазмы: фибриноген, фибрин). Обратимся за разъяснениями к словарю учебника, выпишем эти определения. Презентация, слайд №3 «Нити фибрина», объяснение.


д) Вместе с учителем обсуждение и сост. схемы «Образование тромба» используя текст на стр.78

Повреждение сосудов→ разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания →фибриноген→ фибрин →тромб


е) Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин)

Дополнительные вопросы: почему свернувшаяся кровь красная? Почему свертывание — защитная реакция организма? Может ли свернуться   кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание?


ж) Постановка проблемного вопроса: Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?

Выступление ученика с сообщением на тему «Гемофилия»

Ученики слушают, в конце выступления формулируют определение: гемофилия – это..

Гемофилия- это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков.

3. Лейкоциты (6 мин)

а) Рассказ учителя: Передвигаясь по сосудам, в кровь легко проникают микробы. Если не поставить бдительных и неумолимых стражей, дорога жизни организма стала бы дорогой его смерти. Такими стражами являются лейкоциты- «бродячие охотники»

Лейкоциты- ( от греч. «леуцос»- белый) самые крупные клетки от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма. Они могут выходить за пределы кровеносных и лимфатических сосудов. Презентация, слайд №4

б) Ученики: Самостоятельная работа  с текстом учебника, заполнение таблицы «Форменные элементы кров». Озвучивают результаты работы.

 

4. Фагоцитоз (8 мин)

а) Ученые долгое время не могли определить функции этих клеток. Они считали их посторонними организмами – паразитами. Лишь в 1882г. И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток.

 б) Выступление ученика с сообщением на тему « И.И. Мечников. Фагоцитоз»

 в) Каким же образом они ведут борьбу с  инородными телами, поникающими в организм?

Вспомните, как происходит питание амебы? Рассмотрите рис. 40 учебника. (Амеба захватывает пищу с помощью ложноножек  и проталкивает внутрь тела, переваривает)

Таким же образом работают лейкоциты.

 г) Анимация «Фагоцитоз»

 д) Просмотрим фрагмент фильма «Иммунитет»

 е) Сформулируйте понятие фагоцитоз, фагоциты- это..

Фагоцитоз- поглощение и переваривание лейкоцитами микроорганизмов и чужеродных веществ.

Фагоциты- это лейкоциты которые осуществляют фагоцитоз.


5. Закрепление нового материала (3 мин)

А)Сформулируйте  выводы:

1. Тромбоциты- уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания;

2. Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда;

3. Лейкоциты- белые ядерные клетки крови выполняющие защитную функцию;

4. Фагоцитоз- поглощение и переваривание лейкоцитами микроорганизмов и чужеродных веществ. Фагоциты- это лейкоциты которые осуществляют фагоцитоз.


Б)Соотнесите состав крови с ее функциями:

1. Переносит дыхательные газы

2. Обезвреживают микроорганизмы

3. Питательный раствор

4. Участвуют в свертывании крови

5. Дыхательный пигмент

О. Плазма К. Эритроциты В. Тромбоциты

Р. Лейкоциты  Ь. Гемоглобин


Ответ:

1.К

2.Р

3.О

4.В

5.Ь

Проверка у доски.

 

6. Д/з: §26, вопросы в конце параграфа.

 

7. Рефлексия: (5 мин)

Проверим, все ли задачи мы решили? (задачи поставленные в начале урока)

 

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?       


Презентация к уроку: