246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
Удача сопутствует любознательным
«Тромбоциты, свертывание крови. Лейкоциты, фагоцитоз»
Цель: создание содержательных условий для усвоения учебного материала
Задачи:
Образовательные:
Развивающие: развивать навыки сравнительного анализа;
Воспитательные: содействовать формированию интереса к предмету, бережного отношения к здоровью, самостоятельности в получении знаний.
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме, анимации «Образование тромба», «Фагоцитоз», фрагмент фильма «Иммунитет», портрет И.И. Мечникова, рефлексивные карты (рис. мультяшек), задания на закрепление материала.
План урока:
1.Орг. момент
2. Проверка д/з
3.Актуализация
4.Изучение нового материала
5. Закрепление знаний
6.Д/з
7.Рефлексия
Ход урока
1 Организационный момент. (2 мин) Приветствие, психологическая готовность к уроку.
2 Проверка домашнего задания (6 мин) по теме «Группы крови и резус-фактор» ( 2 человека у доски, работа по вопросам с классом)
-1 ученик заполняет таблицу «Группы крови», объясняет ее;
-2 ученик исправляет ошибки на схеме «Переливание крови», поясняет.
- работа с классом. Вопросы:
1) злоумышленник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако следователь, опираясь на результаты анализа пепла, доказал его виновность. Что послужило основанием для обвинения? (Повышенное содержание железа в пепле)
2) Почему аристократию в прошлые века называли «голубой кровью»? (Из-за низкого содержания в крови эритроцитов и гемоглобина, часто связанных с близкородственными браками)
3. Актуализация (3 мин)
Вопросы:
1) назовите функции крови (терморегуляторная, газотранспортная, питательная, выделительная, регуляторная, защитная)
2) назовите клетки крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).
Учитель ставит задачи:
1) изучить строение и функции тромбоцитов, лейкоцитов;
2) ознакомится с защитными механизмами крови: свертыванием и фогоцитозом.
3) развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, составлять схемы, делать выводы.
Учитель подводит к теме урока. Ученики записывают ее в тетрадь.
4. Изучение нового материала
1. Тромбоциты. ( 6 мин)
а) Рассказ учителя: Любая, даже самая незначительная, рана разрушает сотни, тысячи сосудов, и через эти пробоины сейчас же хлынут наружу воды внутреннего океана. Создавая для каждого животного индивидуальный океан, природе пришлось озаботиться организацией аварийно спасательной службы на случай разрушения его берегов. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатками. Это специальные веретенообразные клетки – тромбоциты. Тромбоциты – (от греч. «тромбос» - пробка, сгусток) уплощенные безъядерные пластинки диаметром 2-4 мкм. Способны прилипать и распластываться на поверхности. При это они увеличиваются в размере (в 5-10 раз), приобретают звездчатую форму с выростами- ложноножками. Презентация, слайд №2
б) Ученики: Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы «Форменные элементы кров». Озвучивают результаты работы.
2. Свертывание крови.(6 мин)
а) Дайте определение этому понятию, используя текст на стр.77
Учитель корректирует, ученики записывают в тетрадь.
Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.
б) Что происходит с кровью при повреждении сосудов? Какова роль тромбоцитов в этом процессе?
Опешите данный процесс, используя рис. З8 учебника.
Разъяснение учителя.
в) Просмотрим фрагмент анимации «Образование тромба»
г) Что осталось непонятным? (белки плазмы: фибриноген, фибрин). Обратимся за разъяснениями к словарю учебника, выпишем эти определения. Презентация, слайд №3 «Нити фибрина», объяснение.
д) Вместе с учителем обсуждение и сост. схемы «Образование тромба» используя текст на стр.78
Повреждение сосудов→ разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания →фибриноген→ фибрин →тромб
е) Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин)
Дополнительные вопросы: почему свернувшаяся кровь красная? Почему свертывание — защитная реакция организма? Может ли свернуться кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание?
ж) Постановка проблемного вопроса: Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?
Выступление ученика с сообщением на тему «Гемофилия»
Ученики слушают, в конце выступления формулируют определение: гемофилия – это..
Гемофилия- это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков.
3. Лейкоциты (6 мин)
а) Рассказ учителя: Передвигаясь по сосудам, в кровь легко проникают микробы. Если не поставить бдительных и неумолимых стражей, дорога жизни организма стала бы дорогой его смерти. Такими стражами являются лейкоциты- «бродячие охотники»
Лейкоциты- ( от греч. «леуцос»- белый) самые крупные клетки от 8 до 20 микрон. Эти одетые в белые халаты санитары нашего организма. Они могут выходить за пределы кровеносных и лимфатических сосудов. Презентация, слайд №4
б) Ученики: Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы «Форменные элементы кров». Озвучивают результаты работы.
4. Фагоцитоз (8 мин)
а) Ученые долгое время не могли определить функции этих клеток. Они считали их посторонними организмами – паразитами. Лишь в 1882г. И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток.
б) Выступление ученика с сообщением на тему « И.И. Мечников. Фагоцитоз»
в) Каким же образом они ведут борьбу с инородными телами, поникающими в организм?
Вспомните, как происходит питание амебы? Рассмотрите рис. 40 учебника. (Амеба захватывает пищу с помощью ложноножек и проталкивает внутрь тела, переваривает)
Таким же образом работают лейкоциты.
г) Анимация «Фагоцитоз»
д) Просмотрим фрагмент фильма «Иммунитет»
е) Сформулируйте понятие фагоцитоз, фагоциты- это..
Фагоцитоз- поглощение и переваривание лейкоцитами микроорганизмов и чужеродных веществ.
Фагоциты- это лейкоциты которые осуществляют фагоцитоз.
5. Закрепление нового материала (3 мин)
А)Сформулируйте выводы:
1. Тромбоциты- уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания;
2. Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда;
3. Лейкоциты- белые ядерные клетки крови выполняющие защитную функцию;
4. Фагоцитоз- поглощение и переваривание лейкоцитами микроорганизмов и чужеродных веществ. Фагоциты- это лейкоциты которые осуществляют фагоцитоз.
Б)Соотнесите состав крови с ее функциями:
Ответ:
1.К
2.Р
3.О
4.В
5.Ь
Проверка у доски.
6. Д/з: §26, вопросы в конце параграфа.
7. Рефлексия: (5 мин)
Проверим, все ли задачи мы решили? (задачи поставленные в начале урока)
- Что нового я узнал сегодня на уроке?
- Что было особенно интересным и познавательным?
- В чём я
сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним
днём? Презентация к уроку:
|
![]() ![]() ![]() |