246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
Удача сопутствует любознательным
Тема урока: Система внутренних органов. Нервная система земноводных
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Методы проведения: беседа, объяснение, уплотненный опрос.
Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, слайд-шоу «Земноводные», видео «Схема работы сердца и движение крови по сосудам», запись голосов лягушек.
Литература:
Структура урока:
1. Организационный этап (1-2 мин)
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (10 мин)
3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (1 мин)
4. Этап усвоения новых знаний (15-20 мин)
5. Этап закрепления нового материала (10 мин)
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
7. Этап подведения итогов (1 мин)
8. Этап рефлексии (1 мин)
Ход урока:
1. Организационный этап (1-2 мин)
Сегодня мы продолжим наш разговор о классе позвоночных – земноводных.
(звучит запись голосов лягушек)
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания (15 мин)
Фронтальный опрос (за правильные ответы и дополнения дети получают жетон с изображением лягушки) :
1. К какому типу относится класс Земноводные?
2. К какому подтипу относится класс Земноводные?
3. Как по-другому можно назвать класс земноводные?
4. Что означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?
(амфибии имеет греческое происхождение и означает "двоякоживущие", русское название земноводные содержит в себе названия сред, где обитают эти животные)
5. Каких представителей земноводных вы знаете?
6. Какие приспособления возникли у земноводных к водному образу жизни (4) и к наземному существованию (6)?
Индивидуальный опрос:
1. 1 человек работает на компьютере (биологические карты)
2. Скелет лягушки (ученик рассказывает устно вопрос и показывает на слайде все части скелета) (слайд 5).
3. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (1 мин.)
Ставлю цели урока, проговариваю основные вопросы.
4. Этап усвоения новых знаний (15-20 мин.)
Пищеварительная система (слайд 6,7,8).
Принципиальных новшеств в строении пищеварительной системы, по сравнению с рыбами, у лягушек нет. Но, появляются слюнные железы, секрет которых пока только смачивает пищу, не оказывая на нее химического воздействия. Интересен механизм проглатывания пищи: заглатыванию помогают глаза, вдвигающиеся в ротоглоточную полость
(дети составляют схему в тетради, первые 2 человека получают жетон)
Дыхательная система. (слайд 9).
В целом, для амфибий характерно легочное и кожное дыхание. У лягушек эти типы дыхания представлены почти в равных долях. У сухолюбивых серых жаб доля легочного дыхания достигает приблизительно 705; у тритонов, ведущих водный образ жизни, преобладает (70%) кожное дыхание.
Легкие у лягушек устроены просто: тонкостенные, полые, ячеистые мешочки, открывающиеся непосредственно в гортанную щель. Поскольку шея у лягушки, как отдел отсутствует, нет и воздушных путей (трахеи). Механизм дыхания – нагнетательный, за счет опускания и поднимания дна ротоглоточной полости. В результате этого череп лягушки имеет уплощенную форму.
Кровеносная система. (слайд 10,11,12)
Сердце трехкамерное, кровь в сердце смешанная (правом предсердии – венозная, в левом – артериальная, в желудочке – смешанная).
2 круга кровообращения.
(учитель показывает схему кровообращения на слайде, затем дети самостоятельно составляют схему в тетради).
(просмотр видео «Схема работы сердца и движение крови по сосудам»)
Выделительная система
Туловищная почка.(слайд 13)
Нервная система (слайд 14,15,16)
Относительные размеры головного мозга амфибий по сравнению с рыбами, невелики. Передний мозг разделен на два полушария. Мозжечок развит проще, чем у рыб.
Органы чувств обеспечивают ориентирование в воде (у личинок и некоторых хвостатых амфибий развиты органы боковой линии) и на суше (зрение, слух), обоняние, осязание, органы вкуса и терморецепторы.
5. Этап закрепления нового материала (10 мин)
Вопросы на закрепление:
Заполняют таблицу «сравнительная характеристика рыб и земноводных»
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструк-таж о его выполнению (1 мин)
На дом вам §35.
7. Этап подведения итогов (1 мин)
Подсчитываем жетоны, учитель выставляет отметки.
8.Этап рефлексии
На кафедре стоят 3 баночки с надписями: «Мне было интересно и всё понятно на уроке», «Мне было интересно, но не всё понятно на уроке», «Я ожидал от урока большего» и лежат жетончики. Учитель просит учащихся в конце урока, при выходе из класса, положить жетончик в баночку с той надписью, которая соответствует его оценке уроку. Презентация к уроку:
|
![]() ![]() ![]() |