246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3
тел. 32-00-59
Наша страничка ВКонтакте
e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by
Удача сопутствует любознательным
Уважаемые родители! Ребенок —Человек! Он нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: крику - если мы кричим, грубости - если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком. К ребенку относятся жестоко, если используют: • угрозы бросить его, • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам, Исключите проявления жестокости из своего обихода. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом»; «Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглянетесь назад, почему вы не приступите к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко). Проявления эмоционального и психологического насилия: - запугивание ребенка, - ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов, - используют для запугивания свой рост, возраст, - на него кричат, - угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее), - использование силы общественных институтов – религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее, - использование изоляции – контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой. Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: • унижают его достоинство, • используют обидные прозвища, • используют его в качестве доверенного лица, • при общении с ребенком проявляют непоследовательность, • ребенка стыдят, • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: ü страх; ü возмущение, протест; ü обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации; ü разрушение «нравственных тормозов»; ü стремление к обману, изворотливость; ü потерю способности к здравому рассуждению; ü ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»; ü агрессивное поведение; ü снижение самооценки; ü ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют). Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый. Дети не всегда ведут себя хорошо, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации: ü Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство. ü Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. ü Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей. ü Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой. ü Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенокчто-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении. ü Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу. ü Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать. ü Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок. ü Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его? Чем заменить наказание? Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится. Наградами. Они более эффективны, чем наказание. Стратегии предупреждения насилия - Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. - Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. - Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. - Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. - Не используйте экономическое насилие к членам семьи. - Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было. - Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей! Пусть главным методом воспитания будет любовь! |
|