ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 22 г. Гомеля
с английским языком обучения

246020 г. Гомель, ул. Черноморская, 3

тел. 32-00-59

Наша страничка ВКонтакте

 vk.com/club184607518

 vk.com/otryadvialactea

e-mail: sovroo-sch22@sovroo.gorodgomel.by


Поиск информации






















Наши достижения

Title

Title

Title

Title

Title

Title

Title

Title

Title

Title






















Ваше мнение
Кто по вашему мнению должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Электронное обращение

Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам позвонив по телефону:+375 (232) 32-00-59 (приёмная), либо воспользоваться 

Единый день информирования








Государственные гарантии 
и льготы семьям 
Республики Беларусь




ИМНС РБ 
по Гомельской области


Детям о налогах:


Бесплатная консультация
психологов для подростков
(14 - 19 лет)

     

  Онлайн



Информационные материалы
в целях профилактики
преступлений совершаемых в
отношении несовершеннолетних









“Старт в Будущее”
(Профориентационная работа)


 

    



 


 
 

     

      

    
   

    
 

Удача сопутствует любознательным


Задания для проведения школьного интеллектуального конкурса

по русскому языку и русской литературе


V класс

по русскому языку и русской литературе


V класс


  1. I. Расставьте ударения в следующих словах:

алфавит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.


  1. II. Какие из данных слов образованы непосредственно от прилагательного старый? Укажите часть слова, с помощью которого они образованы.

Старик, постареть, старина, старческий, староватый, старинный, по-старинному, старенький, староста, устарелый, по-стариковски, старость, старьё.


  1. III. Распределите существительные по трём группам: употребляются 1) в формах единственного и множественного числа; 2) только в форме единственного числа; 3) только в форме множественного числа.

Часы, помощь, воздух, глаза, оковы, нежность, губы, пот, азарт, рожь, волосы, рукава, городки, очки, студенчество, народ, брюки, кенгуру, леса, санки.


  1. IV. Определите, о чём идёт речь в этих загадках-шутках. Запишите все угаданные фразеологизмы.

а) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; если чего-то не понимают, не замечают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

б) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

в) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.


  1. V. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и формы слова к прилагательному синий, разделив их в два столбика.

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг.

Ветки сыплют синий иней

На подсиненный снежок.


Русский язык и литература, 5 класс, задания                                                                                                                 С. 1 из 2

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватой.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватой.

(В. Фетисов)


  1. VI. Замените в данных словосочетаниях прилагательные другими, противоположными по смыслу.

а) Ручной зверь. б) Легкомысленный человек. в) Жидкий суп. г) Глубокая река. д) Ленивый ученик.


  1. VII. Замените выделенные слова и словосочетания подходящими по смыслу именами существительными с основой на шипящий (поставьте их в нужную форму, изменив при необходимости окончания в других словах).

а) Это был очень нужный мне предмет. б) На берегу реки было много крутых берегов. в) В окрестностях Минска очень много домиков с садами и огородами, в которых горожане отдыхают летом. г) Сильный вихрь, поднимающий столбы пыли, обрушился на город. д) Спортивные состязания по футболу закончились победой «Спартака».


  1. VIII. Составьте и запишите предложения, выражающие просьбу, уместные в следующих ситуациях общения:

а) Вы просите товарища по классу достать книгу с полки. б) Вы просите учителя ещё раз позаниматься с вами после уроков. в) Вы предлагаете ребёнку занять освободившееся место в троллейбусе. г) Вы предлагаете свою помощь старушке, несущей тяжёлую сумку.

Выделите в придуманных вами предложениях грамматическую основу.


  1. IX. Перепишите, поставьте знаки препинания, обозначьте и объясните орфограммы на месте пропусков. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Необыкновенным б…гатством осе…их красок слави…ся осина. Лист…я этого скромн…го дер…вца могут быть б…гряными алыми к…ричневыми ч…рными серыми белыми.


  1. X. Выберите произведение устного народного творчества:

а) «Царевна-лягушка»

б) «Снежная королева»

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


  1. XI. Выберите правильный ответ.

Метафора – это …

а) повторение ударений через одинаковое количество слов;

б) употребление слов и целых выражений в переносном смысле.


  1. XII. Назовите авторов данных произведений?

а) «Двенадцать месяцев»

б) «Косарь»

в) «Мещёрская сторона»

г) «Снежная королева»

д) «Колыбельная песня»



VII класс


I. Запишите слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) букв больше, чем звуков; 3) количество звуков и букв одинаково;

Здравствуй, хоккей, силуэт, отразить, претензия, балуясь, ожерелье, юный.


II. Расставьте ударение в словах.

Движимый, черпая, мельком, удобнее, досыта, добела, по двое, донельзя, диспансер, ворожея, до смерти (наречие), они правы.


III. Подберите антонимы к слову свежий в данных словосочетаниях.

Свежий воздух, свежий вид, свежий огурец, свежая рыба, свежие цветы, свежая газета, свежий хлеб.


IV. Подберите фразеологизмы – синонимы (по одному) к следующим выражениям:

а) набрать в рот воды;

б) внести свежую струю;

в) петь одну и ту же песню;

г) причинить  вред.


V. Какие из следующих слов можно считать однокоренными, выпишите их, выделите окончание:

широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник?


VI. Просклоняйте числительное 1789.


VII. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий? Запишите предложения в исправленном виде.

а) Открыв окно, я залюбовался видом города.

б) Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.

в) Подходя к дому, вдруг выскочила собака.

г) Белку, прыгая с ветки на ветку, мы приманили к себе орешками.

д) Повторив старые правила, лучше поймешь новые.


VIII. Замените слова и словосочетания фразеологизмами, используя в их составе названия животных и птиц.

Очень мало; в большой тесноте; источник материальных благ, которым можно беззастенчиво пользоваться; плохая услуга; опытный моряк; нудно, медленно говорить.


Русский язык и литература, 7 класс, задания                                                                                                                 С. 1 из 2

IX. От следующих глаголов неопределённой формы образуйте все возможные формы причастий прошедшего времени:

а) слушать;                              г) везти;

б) лежать;                              д) петь;

в) держать;                            е) думать.


X. Запишите начальную форму глаголов.

Мобилизуют, наймут, достают, падут, начнут, зацветут, выпекут, выпрягут, носят, вместят.


XI. Ребята в парке покрасили скамейки, но не знали, как правильно написать табличку с предупреждением. Они придумали несколько вариантов надписей. Помогите им правильно их записать.

а) Краше… ые скамейки.

б) Некраше…ые скамейки.

в) Покраше… ые скамейки.

г) Недавно краше… ые скамейки.

д) Недавно покраше… ые скамейки.

е) Скамейки покраше… ы.

XII. Запишите в каждой группе слова в таком порядке, чтобы они составили словообразовательную цепочку. Выделите в ней словообразовательные морфемы.

а) дело, переделка, переделать, делать;

б) свадьба, по-свадебному, сватать, свадебный.


XIII. Назовите только двусложные стихотворные размеры.

а) ямб

б) дактиль

в) хорей

г) амфибрахий

д) анапест


XIV. Назовите литературоведческие термины по их толкованию:

а) противопоставление картин, образов, эпизодов, слов;

б) строение художественного произведения.


XV. 1) Откуда эти строки? Кто автор?

«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем стулья ломать?»

2) Кто и зачем ломал стулья?



9 класс


I.     Укажите слова, которые имеют ударение на первом слоге.

а) сливовый;                                      д) туфля;

б) ремень;                                          е) жалюзи;

в) ракушка;                                       ж) ломоть;

г) августовский;                                з) ржаветь.


II.    Выберите правильные словосочетания из предложенного списка. Объясните, почему вы не выписали остальные словосочетания.

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.

III.   Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Строить (по)зади дома, (в)течени_ нескольких дней, перевести (на)счёт банка, идти (на)встречу друзьям, опоздать (в)виду ненастья, спросить (на)счёт экзаменов, работать (в)продолжени_ месяца, ехать (в)переди грузовика, (в)связи с заморозками, (в)последстви_ понять, ёмкость (на)подоби_ вазы, (по)возвращени_ из командировки.


IV.   Укажите, каким членом предложения является инфинитив. Обозначьте его графически и выделите грамматические основы.

а) Переплыть озеро было нелегко.

б) Пионеры начали дружно петь.

в) Ветераны попросили внимательно слушать ветерана.

г) Привычка читать мне привита с детства.

д) Крестьяне повезли в город продавать овощи.


V.    Подчеркните главные члены предложения. Охарактеризуйте предложения по характеру грамматической основы; укажите вид односоставных предложений.

а) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.

б) Брат с сестрой пришёл в школу.

в) Поле занесло снегом.

г) Наш город украшает парк.

д) Соль едят во всём мире.

е) Небо руками невозможно достать.

ж) Раньше всех берег увидел юнга.


VI.   Подберите синонимы-фразеологизмы (не более 3) к каждому слову:

раболепствовать, побеждать, лгать.


Русский язык и литература, 8 класс, задания                                                                                                                 С. 1 из 2

VII. Выпишите словосочетания, в которых способ связи – управление:

Жаркое лето, бег на месте, у высокого дерева, довольно свежо, жизнь насекомых, громко смеяться, одержать победу, порхать бабочкой, весёлые мотивы, очень медленно, сочный фрукт, выйтя из автобуса.


VIII. Спишите предложения, дополнив их подходящими словами из списка.

Ст..пенд..я, д..ску..ия, пр..обр..з..ватель, р..ст..врац..я, а(л,лл)..гория, инт..р..ер, к..нс..рв..тория, ..рудиц..я.

а) Иносказание, выражение чего-либо отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе – это … .

б) Оформление …, устройства и убранства внутреннего пространства помещения, – дело дизайнеров-профессионалов.

в) Выступление докладчика вызвало жаркую … в аудитории.

г) В концертном зале проходит выступление выпускников … .

д) Блеснуть своей … .

е) Пётр Первый был великим … своей эпохи.

ж) На экскурсии в картинной галерее мы не увидели интересующей нас картины Сальвадора Дали. Она была на … .

з) Студенты, успешно сдавшие сессию, получают … .


IX.   Разберите слова по составу.

Восстание, воспроизведение, воспитатель, восклицание, восполнять, восприятие, восторженный, восхваление, воспользоваться.


Х.    Подберите к устаревшим словам современные синонимы

Десница, вития, политес ветрило, шуйца, зеница.


XI.   Распределите известных вам авторов по соответствующим хронологическим периодам:

а) античная литература;

б) литература эпохи Возрождения;

в) литература первой половины XIX века;

г) литература второй половины XIX века.

А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, У. Шекспир, М.Ю. Лермонтов, Эсхил, И.С. Тургенев, Софокл.


XII. Кому принадлежат эти строки? Назовите героя, автора, произведение.

а) «Нет! Я не жалкая раба, я женщина, жена!»;

б) «Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов…».


XIII. Назовите источники (автора и название произведения) следующих крылатых выражений:

1. Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

2. И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

3. Что значит имя? Роза пахнет розой.

Хоть розой назови ее, хоть нет.

4. Легкость в мыслях необыкновенная.

5. Честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.