ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5 КЛАССА 1. Расставьте ударения в словах: цыган, крапива, договор, искра, кухонный, каучук, звонит, арбуз, подошва, верба. 2. Какой фонетический признак объединяет слова? Отдалиться, просьба, сгибать 3. Укажите словосочетания: 1) зелёный и оранжевый; 2) волчий хвост; 3) из-под камня; 4) полет кукушки, 5) мудрая мысль; 6) рано проснуться; 7) журавли курлыкали; 8) у дома. 4. Укажите, в каких строчках припева «Песенки крокодила Гены» написание слов полностью совпадает с произношением? А я играю К сожаленью, На гармошке День рожденья У прохожих Только раз На виду. В году. 5. Запишите слова, соответствующие схемам (по два примера): 1) приставка+ корень+суффикс+суффикс+окончание; 2) приставка+корень+ суффикс; 3) корень+суффикс+окончание 6. Выполните орфографическую задачу. Выпишите сначала однокоренные слова, а затем формы одного и того же слова. Лес, - и ясно лазурное небо гл…дится По-весеннему в светлые воды реки. Лес з…леный кругом, м…лодой и р…систый, А в лесу т…шина, и среди т…шины – Только гол…с кукушки. Вещун гол…систый! Отз…вись, доживу ли до новой в…сны? ( И.Бунин) 7. Укажите предложение, построенное по схеме: [ _______ _ . _ . _ . _ . _======]. 1) Утро сегодня холодное. 2) Овраг зарос цветами. 3) Мне позвонили из школы. 4) Снег засыпал дороги.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА
1. Расставьте ударение в словах: Глиняный, ремень, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, украинцы, кухонный, красивее. 2. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово стол: 1) столовая; 2) столяр; 3) застолье; 4) столица; 5) столетник; 6) столешница; 7) престол. 3. Решите орфографическую задачу. Укажите разряды имен прилагательных. 1) балко…ая дверь; 2) безветре…ый день; 3) медвежья берлога; 4) внимательный ученик; 5) шустрые белки; 6) золотые руки; 7) бараба…ая дробь; 8) каме…ое сердце 4. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина) …Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведёт. 5. К данным существительным подберите имена прилагательные: боль, шампунь, тюль, рояль, полынь, домишко, иваси, путь, бандероль, мозоль, какао, шаль. 6. Выпишите из текста слова, которые: 1) склоняются; 2) спрягаются; 3) не склоняются и не спрягаются. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.
7. Выполните морфемный разбор слов: Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка, приморский.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА
1. Поставьте ударения в словах: жалюзи, начать, отрочество, торты, мусоропровод, яслей, приняла, прядильный, кедровый, псевдоним.
2. Решите орфографическую задачу. Выберите «третье лишнее»: 1) пр…бывать в неизвестности, пр..бывать издалека, пр…бывать на водолечении; 2) пр…даваться лени, пр…давать законченный вид, пр…давать друга; 3) пр…ступить к работе, пр…ступить границы дозволенного, пр…ступить к стенам крепости; 4) пр...клонить голову перед учителем, некуда пр…клонить голову, пр…клонить знамена перед победителем; 5) пр…твориться непонимающим, пр…творить в жизнь, пр…творить неплотно дверь.
3. Произведите словообразовательный разбор данных имён существительных. Определите их род. Самоучка, попрошайка, хвастунишка, лежебока.
4. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях: 1) работать дружно; 2) интересная повесть; 3) написать очерк; 4) говорить откровенно; 5) уехать в санаторий; 6) сосновый бор
5. Поставьте данные имена существительные в род. п. мн.ч.: запястье, погон, сапог, брелок, партизан, банан, кастрюля, полотенце, гектар, георгин.
6. Замените слова синонимичными по значению фразеологизмами: 1)бездельничать; 2) наедине; 3) робкий, незаметный; 4) просто, без затей; 5)многолюдно; 6) стыдиться; 7) тринадцать; 8) роскошно, богато; 9) лицемерить; 10) молчать.
7. В каких предложениях причастные обороты построены неправильно? Запишите верный вариант. 1) Паутина плыла в воздухе, пропитанном ароматом уходящего лета. 2) С дерева дождём посыпалась сбившаяся выстрелом хвоя. 3) Выталкиваемый дым из отверстия в крыше расстилался густой пеленой. 4) Полуденный воздух, накаляющий знойными лучами солнца, становился душен и тяжел. 5) По дорожке, густо заросшей гиацинтами, бежал мальчик лет десяти. 6) Пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 8 КЛАССА
1. Расставьте ударения в словах. Найдите «третье лишнее». 1) Ведомостей, скатертей, мощностей; 2) браковщик, часовщик, страховщик; 3) айвовый, оптовый, сливовый; 4) каллиграфия, полиграфия, флюорография
2. От данных слов образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени: выполнять, гнать, зависеть, узнавать, видеть
3. Произведите словообразовательный разбор данных слов: 1) бледно-розовый; 2) рыболовный; 3) пятиклассник; 4) быстрорастущий; 5) запасаться; 6) разбежаться.
4. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении числительных, запишите правильный вариант. 1) Он твердо стоял на земле обоими ногами. 2) Ремонт школы обещали закончить к первому сентября. 3) Вы поздравили женщин с праздником Восьмого марта? 4) На три пятых в этом году увеличился выпуск машин. 5) Удалили три четвертых страниц.
5. Охарактеризуйте предложения по составу грамматической основы (двусоставные, односоставные). Определите тип односоставных предложений. 1) Деревья в снегу так прекрасны! 2) Мне хотелось сказать ей что-то утешающее и обнадеживающее. 3) Его слова как река мудрости. 4) Хочу понять и выразить что-то происходящее во мне. 5) В редакции предоставили, несмотря на отсутствие опыта, уникальную возможность вести собственную рубрику. 6) Темная глухомань, ветхие домишки, покосившиеся заборы, пыльная дорога.
6. Замените фразеологизмами следующие выражения: 1)попасть в неловкое положение; 2) очень далеко; 3) сердиться, обижаться на кого-либо; 4) медлить, мешкать; 5) появиться внезапно; 6) очень крепко спать; 7) задушевный друг; 8) быть главным в каком-либо деле; 9) полностью уничтожить; 10) приходить в уныние, в отчаяние.
7. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова: 1) Около шалаша пылает багровое пламя, окружённое мраком. 2) Весло резко плеснуло вблизи; девушка подняла голову. 3) Накануне выпал небольшой снежок, подморозило. 4) Рядом с лодкой плывут кленовые желтые листья. 5) Всё изменилось вокруг: Темза течет вместо Москвы-реки, и чужое племя около… |